Russia, Saint-Petersburg, pl. Truda 4, +7(812) 312-55-00

Николаевский дворец

Участок, на котором располагается Николаевский дворец, с 1721 года был занят обслуживающим Адмиралтейство Канатным двором. В 1790-х годах здесь по проекту Ф. И. Волкова построили двухэтажные деревянные казармы для моряков, позже перестроенные А.Д Захаровым.

Николаевский дворец

За несколько лет до своей смерти император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Именно это место было выбрано для дворца. Рядом совсем недавно открыли первый постоянный мост через Неву (Благовещенский), что и предопределило такой выбор. Автором проекта резиденции великого князя Кабинетом Его Императорского Величества был выбран Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Строительство по проекту Штакеншнейдера вели архитекторы А. П. Брюллов, К. А. Тон и Р. А. Желязевич.

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был положен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочёная медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны, было возобновлено в 1856 году. Для этого из Департамента Уделов было выделено более трёх миллионов рублей. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной. С ней со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции он жил в Зимнем дворце.

Парадная лестница в Николаевском дворце

Николаевский дворец, наравне с Благовещенской церковью, стал доминантой Благовещенской площади (ныне площади Труда). Штакеншнейдер выбрал для фасада архитектурные приёмы итальянского ренессанса. В моду вошла эклектика, Штакеншнейдер был одним из первых архитекторов, применивших этот стиль в Петербурге. Перед главным фасадом находилась открытая, огороженная ажурной решёткой, площадка, дававшая возможность рассмотреть фасад дворца с площади в деталях. В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.

Для оформления Вестибюля Штакеншнейдер использовал "казённый камень", оставшийся от строительства Исаакивского собора. Лестница была украшена семнадцатью картинами работы художника Николая Тихобразова. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась Белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно. Далее - Малая столовая, Китайская гостиная. В центре западного фасада - Розовая гостиная, потолок которой украшал плафон "Суд Париса" художника А. Ясевича. В северо-западной части бельэтажа находились Танцевальный и Банкетный двусветные залы (высотой в 17 метров). Танцевальный зал украшали скульптуры работы Иенсена. Мебель для парадных залов была изготовлена мастером Андреем Туром.

В восточной части Николаевского дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. В личные покои можно было попасть через Собственный подъезд со стороны сада. Отсюда можно было пройти в Бильярдную, комнату дежурного адьютанта, Приёмную, Кабинет, Штандартную. Стены помещений украшали изображения любимых лошадей великого князя, написанные И. Швабе. Из Кабинета три двери вели на балкон, откуда открывался вид на сад. Здесь иногда пел хор солдат финского стрелкового батальона. В кабинет каждое утро в 9 часов подавали чай, на котором присутствовали также супруга великого князя Александра Петровна, доктор Обермюллер, генерал-адьютанты. В 12 часов Николай Николаевич завтракал в Малой Столовой.

Покои Александры Петровны примыкали к комнатам великого князя. Кабинет княгини выходил двумя окнами и балконом на бульвар. Отсюда можно было попасть в Зимний сад, Будуар, Уборную и Опочивальню.

Столовый зал в Николаевском дворце

На первом этаже Николаевского дворца располагались детские комнаты. В северо-западной части дворца жили воспитатели детей. Здесь же - запасные (гостевые) помещения, Рекреационный зал для спортивных игр.

Николаевский дворец изначально был оснащён водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом, громоотводами, гидравлическим лифтом с кабиной из красного дерева.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле, и соединённый со дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ. Для прислуги был построен отдельный пятиэтажный корпус.

В центре сада находился круглый ледник в виде грота из красного финского гранита.

Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена протопресвитером В. Б. Божановым 24 октября 1863 года во имя Божией Матери всех скорбящих радости. Вход в неё был с парадной лестницы. Объём церкви завершала звонница с семью колоколами. Живописные работы в интерьере храма выполнил немецкий профессор живописи Л. Тирш. Серебряная церковная утварь была изготовлена на фабрике поставщика его императорского дворца В. Сазонова. Церковь могла вместить в себя до 60 человек. В 1872 году по проекту Ф. С. Харламова под солеею и алтарём была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра.

На балах в Николаевском дворце играли лучшие военные оркестры. В них принимали участие хозяин дворца, его брат Михаил. Михаил Николаевич предпочитал танцевать с замужними дамами, а Николай Николаевич - с девицами.

Церковь в Николаевском дворце

22 ноября 1868 года в день помолвки племянницы Николая Николаевича герцогини Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской с принцем Александром Петровичем Ольденбургским в Николаевский дворец прибыла княгиня Татьяна Борисовна Потёмкина. Во время её подъёма в церковь лифт неожиданно упал с самой высоты. Кабина развалилась, княгиню с трудом извлекли из под обломков. Потёмкину оставили на два месяца во дворце, после чего отправили домой.

В Белой гостиной Николаевского дворца Александра Петровна устраивала благотворительные базары.

Председатель Комитета министров граф П. А. Валуев писал о жизни во дворце: "Всё скучно и стереотипно... Разговор, особенно после обеда, исключительно лошадиный".

Великий князь Николай Николаевич увлекался не только лошадьми. Другой его страстью был балет и балерины. В 1865 году он серьёзно увлёкся примой Красносельского театра Екатериной Гавриловной Числовой. Великий князь снял для неё квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда Екатерина была готова к встрече, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.

Во второй половине 1880-х годов в Николаевском дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны. Работы проводились под руководством академика Н. П. Басина. В северо-западной части первого этажа Николаевского дворца поселился Николай Николаевич-младший, в южной - Пётр Николаевич. На первом этаже появились Красная гостиная, Турецкая комната, Оружейная, Мавританская гостиная и другие помещения.

После смерти великого князя Николая Николаевича в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение Департамента Уделов. Наследникам разрешили забрать часть картин, фарфоровых изделий, мебели и семейные реликвии.

Во дворце решили устроить женский институт, названный в честь дочери императора Ксении Александровны - Ксениинским. Николаевский дворец для нужд института перестраивался под руководством Роберта Андреевича Гедике и Ивана Александровича Стефаница. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Конюшню перестроили под столовую, Манеж - под спальни.