История Дворца

Николаевский дворец — одно из удивительных, загадочных и таинственных мест в Санкт-Петербурге. Он возводился для третьего сына императора Николая I, великого князя Николая Николаевича — старшего (1831 — 1891). Строительство было поручено архитектору императорского двора «мастеру комфортных зданий» Андрею Штакеншнейдеру. В помощь к нему назначили младшими архитекторами Августа Ланге и Карла Циглера, а сложные инженерные работы во дворце были поручены архитекторам Александру Брюллову, Константину Тону и Рудольфу Желязевичу.
Проект предусматривал возведение дворца, манежа выполненного в арабском стиле, конюшен и флигеля для прислуги, а также оснащение водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом и хорошо продуманной отопительной системой. Ни один великокняжеский дворец не строился столь долго, как Николаевский, — без малого десять лет. Виной тому послужила начавшаяся Крымская война, из-за которой строительство было приостановлено почти на три года.
Участок под резиденцию отвели на Благовещенской площади. Некогда старая, заброшенная окраина Петербурга с подсобными строениями Адмиралтейской верфи, канатным двором, казармами для моряков превратилась в оживленный и даже нарядный район столицы. Главным украшением площади стала церковь Благовещения архитектора Константина Тона (1843—1849).
Английская набережная, находящаяся по соседству с площадью, была излюбленным местом прогулок петербургского бомонда. Местность стала особо престижной после открытия 21 ноября 1850 года Благовещенского моста, первого постоянного моста через Неву.
Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года. В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой — великой княгиней Александрой Петровной — принцессой Ольденбургской (1838—1900) и их первенцем Николаем. Молодая чета до открытия своей резиденции жила в Зимнем дворце.
Все дворцовые помещения располагаются вокруг двух световых дворов. В восточной части дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. По главному западному фасаду сохранилась анфилада парадных залов, также Вестибюль и величественная Парадная лестница с оригинальной отделкой. С этим шедевром лестничного зодчества Андрея Штакеншнейдера сравнимы лишь две-три парадные лестницы в Петербурге, при этом Николаевский дворец — единственная великокняжеская резиденция в Санкт-Петербурге со входом в домовый храм прямо с парадной лестницы.
Домовая Церковь во имя иконы Божей Матери «Всех Скорбящих радость» занимает центральное место во дворце и построена по выбору самого великого князя, который взял за образец храм Всемилостивейшего Спаса-на-сенях в Ростове Великом. Роспись церкви выполнил в византийском стиле мюнхенский профессор живописи Людвиг Тирш. Фрески выполнены в редкой технике, где связующим служило так называемое жидкое стекло на кремниевом растворе. Эта двусветная церковь выполнена, как и дворец, в стиле итальянского неоренессанса. В конце 1872 года под солеей и алтарём, архитектором Федором Харламовым была спроектирована крипта — Гроб Господень – в память паломничества великого князя в Иерусалим и для хранения святынь, полученных им в благословение от Патриарха Иерусалимского Кирилла. Таким образом Его императорское высочество захотел внешне сохранить образ Святой Земли по завершении большой ознакомительной поездки по Турции и Ближнему Востоку. По распоряжению хозяев дворца богослужение в церкви могли посетить все желающие.
Несмотря на изумительный дворец, счастливым брак Александры Петровны и Николая Николаевича назвать было нельзя, хотя этот союз во всех отношениях устраивал обе семьи. Ольденбургские считали честью породниться с новым поколением Романовых, для другой стороны – это был шанс остепенить известного легкомысленными связями великого князя.
Для привлекательного и импозантного Николая Николаевича не было преград к дамским сердцам. В юности молодой князь был увлечен дочерью принца Карла Прусского Марией Анной Фридерикой, нравилась ему и блиставшая в свете Мария Александровна, старшая дочь Пушкина. Когда же Николаю исполнилось 24 года, отец-император подобрал ему хорошую партию. Его невестой стала Александра Фридерика Вильгельмина, 18-летняя дочь принца Петра Георга Ольденбургского и принцессы Терезии Нассауской. Миловидная девушка была правнучкой Павла I и приходилась великому князю двоюродной племянницей. Церемония бракосочетания состоялась 25 января 1856 года.
Вначале супружеская жизнь складывалась весьма удачно и ничто не предвещало беды, но после рождения второго сына Александра Петровна резко переменилась в отношениях с супругом. Хозяйка дворца вела замкнутый образ жизни, старалась избегать шумного общества окружила себя приживалками, богомолками и знатными старушками, за которыми сама и ухаживала. Она нашла себя в благотворительности: организовала в Петербурге Покровскую общину сестер милосердия (ныне Покровская больница на Большом проспекте Васильевского острова), где работала обычной медсестрой. Активную работу великая княгиня вела в управляемом ее отцом Совете детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Уехав на склоне лет в Киев, княгиня основала там огромный Покровский монастырь и больницу. Великая княгиня — единственная из императорского дома приняла монашество и почитается в Киеве как местная святая.
По прошествии десяти лет брак де-факто распался. У Николая Николаевича появилась вторая семья (о расторжении брака не могло быть и речи). Его спутницей стала балерина Мариинского театра Екатерина Гавриловна Числова, которая родила от него пятерых детей. Великий князь записал внебрачных детей своими, которым в 1883 году им были Высочайше пожалована фамилия Николаевы и права дворянства.
Для веселого по натуре, добросердечного Николая Николаевича светская салонная жизнь была мало интересна. Большой знаток животноводства, почетный член различных сельскохозяйственных и спортивных обществ, страстный охотник и рыболов, любитель шумных кампаний, организатор шикарных пикников и страстный балетоман он всю свою жизнь посвятил военной карьере и прошёл путь от капитана до генерал-фельдмаршала русской армии.
Настоящей любовью, отрадой и утешением для Николая Николаевича была кавалерия. Как член царствующей династии, он быстро продвигался по службе и занимал многие ключевые командные и административные посты в государстве генерал-адъютант, генерал-инспектор по инженерной части и генерал-инспектор кавалерии, был почётным президентом Николаевской инженерной академии, почетным членом Петербургской академии наук, членом Государственного совета и кроме того, Его императорское высочество был назначен командующим войсками Гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, на нем лежала ответственность за охрану Зимнего дворца.
Годы службы Николая Николаевича по времени совпали с реформами по коренному преобразованию вооруженных сил Российской Империи. Эти реформы коснулись и войск под его командованием, особенно положительно они отразились на кавалерийских частях.
Вершиной карьеры великого князя стала русско-турецкая кампания 1877—1878 годов. Николай Николаевич был назначен главнокомандующим действующей армией на Балканах. Переправа русской армии через Дунай, четырехмесячная осада Плевны, три кровопролитных штурма и, наконец, взятие города стали решающими битвами этой кампании. В результате 19 января 1878 года Его императорское высочество подписал от России в Андрианополе предварительные условия мира и заключил перемирие.
По окончании войны ему был пожалован высший военный чин в армии Российской империи — генерал-фельдмаршала.
С 1880 года здоровье великого князя сильно пошатнулось, и он много времени проводил за границей для лечения. В 1889 году состояние Николая Николаевича резко ухудшилось. Его перевезли в Алупку, где он и провел последние годы под домашним наблюдением.
После смерти великого князя его дети продали дворец в казну за долги и в 1894 году был открыт Ксенинский женский институт имени великой княгини Ксении Александровны, сестры царя Николая II. Работы по переустройству некоторых помещений дворца под нужды учебного заведения исполнили архитекторы Роберт Гедике и Иван Стефаниц. Манеж в саду переделали под спальный корпус, конюшню – под столовую, на первом этаже устроили квартиры классных дам и канцелярию, а в бельэтаже – классы, кабинеты для рукоделия, гимнастики, рисования. Парадные залы оставили без изменений.
В институт принимались на казенный счет сироты и полусироты потомственных и личных дворян, недостаточного состояния генералов, штаб- и обер-офицеров и соответствующих им гражданских чинов, не имеющих необходимых средств к их содержанию. Всего обучалось триста пятьдесят институток. Помимо танцев, языков, рисования, естественных наук и рукоделия воспитанницам преподавали бухгалтерию, машинопись, декоративно-прикладное искусство. Закрылся Ксенинский институт практически сразу после революции 1917 года.
В декабре 1917 года Владимир Ленин подписал декрет о передаче здания Ксенинского института Петроградскому Совету профессиональных союзов. У великокняжеского дворца начинается совсем несвойственная для него жизнь, он становится известен как Дворец Труда. Здесь разместились комитеты отраслевых профсоюзов, объединяющие в то время около четырех миллионов членов самой массовой общественной организации в стране.
Весной 1918 года закрывается домовый храм, позже в его помещении была устроена единственная в Ленинграде Галерея фотопортретов Героев Социалистического Труда – лучших тружеников города на Неве и области.
Во время блокады Ленинграда на непродолжительное время Дворец Труда превращается в военный госпиталь. Но уже весной 1942 года дворец вновь обживают профсоюзы, которые активно участвуют в формировании народного ополчения и мобилизации населения на разборы завалов после бомбардировок города и на оборонные работы. После снятия блокады почти сразу в городе начинаются восстановительные работы, организуемые профсоюзами.
В 1999 годы профессиональные союзы передали домовую церковь верующим, и в ней возобновились службы. Из всех святынь, привезенных со Святой земли хозяином дворца, сохранился только мраморный аналой, вырезанный из голгофского камня.
Проходят десятилетия, меняются владельцы, которые бережно хранят творение Андрея Ивановича Штакеншнейдера, а парадные двери Николаевского дворца по-прежнему широко распахнуты для гостей, друзей и соратников. Во дворце проводятся деловые встречи и концерты, экскурсии и праздничные мероприятия для детей и взрослых.
Каждый гость, посетивший дворец, сможет почувствовать неповторимую атмосферу 19 века, которая будет еще долго жить под величественными сводами дворца.

Галлерея

Свяжитесь с нами

Контактные данные

  • Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, 190098, площадь Труда 4
  • Телефоны: +7 (812) 312-55-00, 312-88-58, 571-71-10
  • Факс: +7 (812) 312-19-13
  • E-mail: office@folkshow.ru
  • Время работы: c 9:00 до 22:00








КУПИТЬ БИЛЕТ